Я хотел бы рассказать о том, почему лично я занимаюсь космонавтикой.
Почему я трачу время своей жизни на то, чтобы на нашей планете и за ее пределами появился способ автономно поддерживать комфортную и полноценную жизнь человека. Почему я стараюсь привлечь к этому своих друзей, знакомых и незнакомых людей, коллег, экспертов, инвесторов, советников и зрителей, да и тебя, мой дорогой читатель.
Мне очень-очень интересно что там дальше. Что дальше за теми местами, где мы, люди уже побывали.
Не могу сказать, что для этого желания есть четкое, рациональное объяснение, но могу рассказать несколько личных, не очень рациональных, но что-то объясняющих лично для меня самого. Лично меня эти пережитые “причины” заставляют сейчас задавать этот вопрос самому себе и заставляют делать так, чтобы его задавали себе мои друзья и коллеги, работающие со мной над нашим общим проектом. И причем эти причины именно заставляют, не позволяют не делать ничего, не позволяют жить спокойной размеренной жизнью, четко разделяя часы работы и отдыха, сна и приема пищи. Эти причины лезут в мысли во время путешествий, прогулок и размышлений о жизни наедине с собой.
Откуда они?
Я вырос в семье военного и поэтому довольно часто переезжал места на место. До 38 лет не жил в одном доме более 3 лет. Никогда. Думаю, что некоторые люди, живущие всю жизнь в одном городе на одном месте, считают такое положение вещей странным, а возможно даже и негативно влияющим на развитие личности, но я вырос с этим и такая жизнь мне нравится. Такая жизнь похожа на путешествие между станциями, на которых что-то происходит. Собственно, такая жизнь и есть путешествие, в котором интересно то, что же будет дальше, на следующей станции.
В одном таком месте, в Приморском крае, возле нашего военного городка была огромная юстировочная вышка для системы дальней космической связи. Сейчас, посмотрев на карту я понимаю, что до нее было не очень далеко, но в десять лет эта вышка казалась растущей прямо из края вселенной, а возможно даже из-за края, так как низ вышки был за вершиной сопки и его не было видно. И все свое “среднее” детство, примерно с 10 до 12 лет, мы с ребятами из двора регулярно устраивали походы к обозначенному вышкой краю мира. Через реки разной глубины и скорости течения, через буреломы и заросли, даже через какие-то дальневосточные джунгли, которые было нужно рубить, чтобы пройти. Мы строили карты, рисовали обходные маршруты, готовили новые походы, но все время нашего детства эта юстировочная вышка оставалась непокоренной, и мы так и не узнали, а что же находится за ней, что же дальше.
Когда я в чуть более позднем детстве жил на Камчатке, то мир тогда ограничивался возможностью пешего перехода за ограниченное время между школой и темнотой. Можно было идти в сторону сопок, можно было в сторону реки Тихой, можно было в сторону тундры, и в каждой стороне ждало что-нибудь интересное. Заросли вкусной жимолости, которую так вкусно было есть прямо с куста. Вросший в землю военный “Урал” с распахнутой кабиной, в которую проросла осока. Заброшенный карьер, гараж, построенный из фюзеляжа самолета, ручей между сопок, тарзанка, свисающая с дерева. А что будет, если зайти дальше, что будет там?
Одно время я был женат, и мое свадебное путешествие было самым дальним, каким оно может быть на нашей планете, кругосветным. Мы купили кучу билетов и летели все время на восток. Москва - Владивосток - Петропавловск-Камчатский - Анкоридж - Лос-Анджелес - Нью-Йорк - Париж - Берлин - Москва. Здорово, интересно, красивые знакомые и незнакомые места мелькают как кадры фильма, встречи с друзьями и просто людьми, необычная природа, дороги на разных континентах с разной историей. Но только мир-то закончился! Кончилась целая планета Земля! Целое астрономическое тело! Нет, конечно же не осмотрены все старые и новые чудеса света, не распробованы все возможные блюда всех национальных кухонь, не посещены все возможные островки в синем-синем море или полюса, Северный и Южный.
НО! Не является ли размышления об этих местах в таком ключе попыткой уйти от вопроса “а что дальше ?”, фразой “еще не все уголки твоей собственной квартиры ты внимательно изучил под микроскопом, вперед” или “ты еще не постоял в каждой точке двора твоего родного дома, вот постоишь, потом поговорим”. Разумеется, можно тратить жизнь на то, чтобы поймать редкий кадр восхода Солнца над лиственничным лесом на Полярном Урале или смаковать воспоминания об удачном совпадении облачности и отлива, позволившем увидеть по новому краски Большого барьерного рифа, но по-моему, это лишь способ занять себя тем, что есть под рукой и отвлечь от того, что действительно, по-настоящему ново.
Каково это восходить в скафандре на вершины лунных Альп? Действительно ли на Венере не остановилась вулканическая активность? А как выглядит Марс с орбиты его спутников? Какой на ощупь углеводородный дождь на Титане? Красив ли восход Юпитера с Амальтеи?
И самое главное, а что дальше?
Именно для того, чтобы ответить для себя на этот вопрос, я и занимаюсь космонавтикой. Именно из-за этих своих необъективных, но абсолютно настоящих причин.